Версия для слабовидящих

Обзор мировых тенденций по внедрению услуги переносимости телефонного номера (MNP)

23.10.2012

Услуга «Переносимость мобильного номера» (mobile number portability, MNP) позволяет абоненту менять оператора связи, сохраняя при этом свой номер в пределах одной страны.

Возможность переносимости номера считается мировым стандартом развития конкуренции. Услуга внедрена в 65 странах мира, кроме того, более 20 стран стоят на пороге ее внедрения. Если говорить о крупных странах с населением более 100 млн человек, то планов внедрения MNP нет только у двух стран – Бангладеш и Индонезии, в России этот вопрос прорабатывается.

Во всем мире внедрение услуги переносимости номера ведет к снижению стоимости связи. К примеру, в США цены на услуги связи после внедрения MNP снизились на 2,4–5,6%. По оценкам некоторых специалистов только в США суммарная экономия абонентов составила порядка 120 млн долларов в месяц. Если говорить об опыте европейских стран, то из отчета комиссии ЕС следует,  что внедрение MNP повлекло за собой снижение расценок на беспроводные услуги для населения в среднем на 4%, а на услуги фиксированной связи – на 11%. При этом отмечено улучшение качества предоставления услуг и расширение зоны предоставления услуг ШПД.

В Евросоюзе переносимость номера была введена регуляторами связи и определена законодательно, как обязательная услуга для всех стран – членов ЕС. Расчет делался именно на то, что внедрение услуги приведет к росту конкуренции среди операторов, а значит, снизит тарифы и повысит качество обслуживания абонентов. При этом операторов обязывали обеспечить техническую возможность реализации на своих сетях услуги MNP. Для участников рынка связи это оборачивалось дополнительными затратами на модернизацию сетей, что вызывало сопротивление. Для снятия «напряженности»  регулирующие органы оставили операторам возможность самостоятельно устанавливать тарифы на административные процедуры и транзакции, связанные с перенаправлением трафика от одного оператора к другому. В результате, после кампании по внедрению услуги в ряде европейских стран, некоторые операторы сумели резко нарастить клиентскую базу, отвоевав часть рынка у других игроков.

Безусловно, для операторов внедрение услуги MNP имеет свои плюсы и минусы. Существенным плюсом являлось то, что при нововведении регулирующие органы, как правило, оставляли выбор технического решения за сотовыми операторами. Это позволяло последним избежать серьезных капитальных затрат. Однако многие предпочли дешевые решения, оптимальные лишь в краткосрочном плане. Причем, наиболее популярным вариантом технического решения оказалась модель прямой маршрутизации вызова на перенесенный номер. Строится она на том, что по факту многие операторы переносят номер абонента как бы бесплатно. Учитывая при этом лишь дополнительные издержки, связанные с маршрутизацией вызова. С одной стороны, для оператора это оборачивается дополнительным источником дохода, с другой – является фактором риска. Поскольку для абонента стоимость вызова на перенесенный номер оказывается, как правило, значительно выше «номинального» тарифного плана. Не проинформированный об изменении тарифа абонент может отказаться от нежданного удорожавшего для него  номера.

Таким образом, опыт нескольких лет эксплуатации MNP показал, что «дешевые» решения неэффективны, так как заставляют абонентов оплачивать «экономию» операторов. В результате стимулы к переносу номера снижаются, конкуренция на рынке остается ограниченной, поставленные цели не достигаются.

Оптимальным для всех участников рынка стало решение перераспределять расходы операторов среди всех абонентов. Такой подход что называется «убил двух зайцев»: компенсировал затраты операторам  и стимулировал использование услуги. При этом, отдельно взятый абонент повышения стоимости услуги практически не почувствовал: дополнительная абонентская плата компенсировалась плавным снижением общей стоимости услуг мобильной связи из-за роста конкуренции. Такое перераспределение расходов можно считать справедливым, так как выгоду от снижения цен имеют, прежде всего, абоненты.

Безусловно, введение услуги МNP для операторов сопряжено с рисками. Главные из них – отток клиентов, резкие скачки выручки, вплоть до ее падения, и возможный последующий подрыв конкурентного положения оператора. Опыт внедрения МNP в разных странах показал, что после его введения уровень "оттока" клиентов может вырасти до 50%. Например, в Гонконге около полутора миллионов абонентов сотовой связи (или 30% рынка) сменили оператора в течение года после введения MNP. Исследование, проведенное компанией Merrill Lynch, определило влияние этого процесса в Гонконге как "катастрофическое", поскольку произошел резкий скачок цен, а "утечка" клиентов выросла в пять раз по сравнению с более ранними периодами.

В качестве справки:

Mobile Number Portability

Статус внедрения в странах с населением более 100 млн человек:

• Китай, пилотный запуск – 2011, коммерческий запуск – 2012

• Индия, 2011

• США, 1997

Индонезия

• Бразилия, 2008

• Пакистан, 2007

• Бангладеш

• Нигерия, план 2011

• Россия – на стадии проработки

• Япония, 2006

• Мексика, 2009

 Статус внедрения в странах СНГ и Балтии:

В странах Евросоюза переносимость номера как обязательная услуга для всех стран – членов ЕС прописана в Директиве 2002/22/ЕС «Об универсальной услуге». В Украине, Беларуси, Молдове также активно работают в этом направлении.

• Украина: в 2011-2012гг. принят Указ президента, идет подготовка к проведению тендера.

• Беларусь: внедряет услугу (тендер был проведен в конце 2010 года)

• Молдова:  планирует внедрить MNP в 2012 году, переносимость фиксированных номеров – в 2013 году.

• Грузия: MNP внедрена в 2010 году

• Литва, Латвия, Эстония: MNP внедрена при вступлении стран в Европейский Союз

 Переносимость номера в России: неудавшиеся старты

Россия не остается в стороне от мировых тенденций либерализации рынка услуг мобильной связи. Поэтому вопрос о переносимости мобильных номеров стоит на повестке дня и в нашей стране. О необходимости введения MNP и отмены «мобильного рабства» заявил в апреле 2012 г., покидая пост президента, Дмитрий Медведев. До этого поручив Минкомсвязи проработать решение, позволяющее внедрить в России принцип переносимости номера.

По расчетам Минкомсвязи все операторы затратят на MNP около 12 млрд руб. В ведомстве планируют, что уже с 1 января 2014 г. каждый абонент должен иметь возможность поменять оператора, оставив за собой номер. Однако к этому сроку Правительство может не успеть. Ведь для этого потребуется поменять или отменить девять постановлений правительства, 11 ведомственных приказов в области связи и около 50 приказов Минкомсвязи.

Для справки:     

• Федеральный Закон «О связи» в действующей редакции не предусматривает переход абонента к другому оператору связи, а только предусматривает право абонентов на переключение абонентского номера на другую абонентскую линию по новому месту жительства (при наличии технической возможности).

• В постановлениях Правительства № 310 от 18.05.2005 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» и  № 328 от 25.05.2005 «Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» не прописана возможность смены оператора с сохранением номера.

• Постановление правительства № 350 от 13.07.2004 «Об утверждении правил распределения ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской федерации» предусматривает передачу от одного оператора к другому только отдельных  блоков номеров. При этом, процедура передачи может занимать до 2-х месяцев.

Только на подготовку законодательства и инфраструктуры уйдет не менее трех лет, предупреждают специалисты НИИ радио (НИИР). Операторы не смогут приступить к модернизации сетей и внедрению MNP, пока не внесены изменения в закон «О связи», не подготовлены новые нормативно-правовые акты (их должно быть порядка 20-ти), что займет не менее 1,5-2 лет. Полагают, что наибольших трудностей и противоречий следует ожидать при разработке модели регулирования и экономических моделей, устраивающих всех участников рынка, а также источников и схем финансирования и возмещения затрат. Все это тоже займет еще не менее года. Около года потребуется на тестирование и отработку механизмов взаимодействия участников рынка в пилотных зонах. При этом следует учитывать рост конкуренции на рынке услуг мобильной связи и низкую степень готовности участников к его либерализации.

Некоторые считают, что введение услуги в России экономически нецелесообразно, поскольку деньги операторов, вложенные в развитие сетей, непременно отразятся на тарифах. Примерно подсчитано, сколько потеряют российские операторы, учитывая европейский навык внедрения МNP. Если взять показатель снижения стоимости беспроводных услуг в 4% и суммарную выручку российских сотовых операторов от мобильной связи за 2011 год – порядка 700 млрд рублей – то получится, что операторы могут потерять 28 млрд рублей.

Однако пока противятся внедрению этой технологии, прежде всего, крупные игроки на рынке услуг мобильной связи. Операторам «большой тройки» перенос мобильного номера невыгоден не столько из-за возможных затрат, сколько, главным образом, из-за возможности угрозы увеличения оттока пользователей к конкурентам, которые имеют более выгодные тарифные предложения. Аналитики сходятся во мнении, что хотя  мировой опыт и показал, что внедрение принципа MNP положительно сказывается на рынке инфокоммуникационных услуг в целом, но крупным операторам оно  невыгодно.

Очевидно, что в целом внедрение МNP заставит «шевелиться» российских операторов. Им придётся коренным образом модифицировать свою маркетинговую стратегию, так как конкуренция будет проходить не только по ценовому фактору, но и по совокупности других критериев. В частности, качество предоставляемых услуг, быстрота обслуживания, разнообразные пакеты, учитывающие потребности каждого отдельно взятого клиента. Шансы увеличить свою рыночную долю появятся у дискаунтеров и локальных игроков. Однако, эксперты полагают, что российские регулирующие органы будут ориентироваться на интересы монополистов.

Использованные источники:

  1. «Мобильные телекоммуникации» №07 (2004 г.)
  2. «Мобильный форум без границ»,
  3. «РБК daily», октябрь 2012,
  4. «Мobiset.ru»,
  5. http://allmobile.ua/forum/
  6. «Ведомости» за 10 октября 2012