Версия для слабовидящих

Международная инициатива МСЭ и Федеральный закон РФ № 139-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

26.09.2012

Международная инициатива МСЭ и Федеральный закон РФ № 139-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Глобальная сеть Интернет охватывает деятельность и интересы миллиардного населения планеты, она предоставила современному человеку множество возможностей, о которых предыдущие поколения не могли и мечтать. Но вместе с благами глобальной сети к нам пришли проблемы, которые необходимо решать, и опасности, которые нужно предвидеть – кибербезопасность граждан стала актуальным вопросом всех национальных правительств.

Особо остро среди вопросов кибербезопасности стоит проблема защиты детей в интернет-пространстве. «Мы стремимся расширить доступ к ИКТ для всех, но не должны забывать о своей обязанности защищать детей — самых молодых цифровых граждан — в онлайновом мире, где они проводят столь значительную часть своей жизни.» - Генеральный секретарь МСЭ, Г-н Хамадун Туре.

17 ноября 2010 года Международный союз электросвязи (МСЭ), который уже более 150 лет является межнациональным форумом для обсуждения и регулирования вопросов связи, выдвинул инициативу по защите детей в онлайн-пространстве - ''Защита ребенка в онлайновом режиме'' (COP). Основной целью Инициативы COP стало создание основы безопасного и защищенного кибермира для будущих поколений. «Интернет – это нейтральный инструмент для распространения информации, которая может быть использована как с благородными, так и со злонамеренными целями» – гласит один из постулатов Инициативы СОР.

 

Защита детей в интернет-пространстве в России

Озабоченность Российского правительства в вопросах защиты детей в виртуальном пространстве выразилась в официальной публикации Федерального закона от 28 июля2012 г. N 139-ФЗ" О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно статьям нового закона, на телевизионный и интернет-контент вводятся несколько степеней ограничений: «6+», «12+», «16+» и «18+».

Закон предусматривает создание единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", страниц и сетевых адресов с информацией, содержащей опасный для детей контент. В первую очередь речь идет о детской порнографии, инструкциях по суицидам и по изготовлению наркотиков. В этом случае возможно досудебное закрытие сайтов. При наличии другой запрещенной информации решение о закрытии ресурса будет приниматься на основании постановления суда. Кроме того, согласно закону, сайты и страницы не будут попадать в реестр автоматически. Надзирающий орган возложит на некоммерческую организацию (оператора реестра) обязанности по мониторингу сайтов с противоправной информацией. После обнаружения таких сайтов сведения будут передаваться в надзирающий орган, который в свою очередь должен предупредить владельца интернет-ресурса об обнаружении нелегального контента.

Если в течение суток тот не отреагирует и не удалит материал, это должен будет сделать хостинг-провайдер. Если провайдер также бездействует, страница попадает в реестр, после чего в течение суток оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа в Интернет, обязан ограничить доступ к ресурсу. Решение о включении в реестр можно будет обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Уже его обсуждение вызвало широкий резонанс в разных кругах российской общественности. Высказывались (и высказываются) опасения о невозможности технической реализации требований закона, ущемления прав СМИ в демократическом обществе.

Поэтому в целях обеспечения более эффективной реализации этого закона был принят ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты РФ".

В Роскомнадзоре было решено проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и инициировать при необходимости поправки.

К 1 октября планируется обобщить рекомендации СМИ по данному закону и "выйти на законодателей с отраслевым заключением по поводу того, что и где нужно поправить".

Роскомнадзор также организует отдельные консультации с представителями аудиовизуальных ресурсов в интернете по маркировке продукции, потенциально вредной для детей.

И хотя новый закон вызвал широкий общественный резонанс как во время его обсуждения, так и после официальной публикации, несмотря на заверение властей проводить тщательный мониторинг реализации закона, высказываются многочисленные опасения введения цензуры и ущемления демократических свобод. Критика действий руководящих органов - неотъемлемое право граждан, но также необходимо знать, что демократическое общество несет ответственность за здоровье своего молодого поколения и должно вовремя и грамотно строить законодательство, выполняя свои обязательства по отношению к защите и реализации прав детей. Российское правительство, ориентируясь на международный опыт и учитывая национальные особенности, предпринимает важные шаги к достижению гармонизации национальных законов по защите ребенка в онлайновом пространстве.