Версия для слабовидящих

Второй “цифровой дивиденд”

18.12.2012

Второй “цифровой дивиденд”

На Всемирной конференции радиосвязи 2012 года (ВКР-12)  вопрос о первичном распределении полосы частот 694-790 МГц (так называемая полоса 700 МГц) для подвижной службы в Районе 1 МСЭ был поднят группой арабских и африканских государств. Скорее всего вопрос был пролоббирован некоторыми странами для вывода на европейский рынок своих производителей оборудования для мобильных широкополосных беспроводных сетей. Такой вопрос возник непосредственно на ВКР-12 и стал для многих неожиданностью, поскольку согласно повестке  ВКР-12 на конференции рассматривалась полоса частот 790-862 МГц для распределения подвижной службе – так называемый «цифровой дивиденд». Теперь же в соответствии с новой  Резолюцией 232 в конце 2015 года планируется «распределить полосу частот 694−790 МГц в Районе 1 подвижной, за исключением воздушной подвижной, службе на равной первичной основе с другими службами, которым эта полоса распределена на первичной основе, и определить ее для IMT». А это значит, что с этого момента подвижная служба может требовать защиту от помех со стороны служб других стран.

Но не всё так безоблачно, ведь в настоящее время эта полоса занята реальными действующими РЭС других служб.

Второй “цифровой дивиденд”, как ещё называют полосу частот 700 МГц, является привлекательным для подвижной службы благодаря её физическим свойствам, поскольку обладает хорошими характеристиками распространения и проникновения в здания. Поэтому операторы подвижной связи смогут обеспечить покрытие больших зон (в частности, сельских) меньшим количеством базовых станций, что в разы снизит стоимость развёртывания сетей.

Вопрос перераспределения полосы «второго цифрового дивиденда» обсуждается в различных администрациях связи. И, например, по мнению регуляторного органа Великобритании в области связи Ofcom, помимо операторов сотовой связи, на освобождающийся спектр также будут претендовать государственное цифровое наземное ТВ вещание, местные ТВ операторы, системы подготовки программ и экстренных выпусков (PMSE), службы экстренной помощи, а также применения, работающие в “белых пятнах” радиочастотного спектра.

Опыт Великобритании

Должны ли вещатели освободить диапазон частот 700 МГц для операторов сотовой связи для развёртывания широкополосных применений? Такой опрос провёл Ofcom.

По мнению руководителя специальных проектов ВВС г-жи Смаджи (Smadja), если вещательная служба будет перемещаться ниже, в диапазон частот 600 МГц, будет потеряно около половины спектра. Другие же эксперты считают, что вещатели не проиграют, поскольку получат спектр, освободившийся в результате перехода от аналогового к цифровому вещанию.

Помимо этого, серьёзной проблемой может стать несоответствие оборудования, то есть имеющееся в настоящий момент не сможет или будет плохо работать для приёма ТВ передач в диапазоне частот 600 МГц и в большинстве домов не будет устойчивого приёма, что приведёт к тому, что жители будут вынуждены покупать новые антенны.

А это уже вызывает обеспокоенность не только вещателей, но и регуляторных органов, потому что возникает вопрос, кто будет платить за переустановку антенн для восстановления приёма. Пользователи уже приобрели новые ТВ антенны и приёмники при переходе на цифровое ТВ в рамках всеобщей схемы, утверждённой правительством, и подобное мероприятие вызовет крайне негативное отношение потребителей

Возращение за стол переговоров.

Чем же ещё обернётся для Великобритании освобождение диапазона частот 700 МГц для подвижной службы? По мнению экспертов это приведёт к возобновлению процесса переговоров и координации с соседними с Великобританией странами - Бельгией, Францией, Ирландией, Португалией, Испанией и Нидерландами, которые в свою очередь будут координироваться с Германией. И любое новое заключённое соглашение может означать, что необходимо установить и настроить абсолютно новые антенны для передатчиков, а это потребует затрат.

Но помимо вышесказанного большинство стран предпочтет избежать полного перепланирования Плана Соглашения «Женева-06», а если и согласятся начать этот процесс, то только с минимальными изменениями в Плане. Прежде чем та или иная страна решится сесть за стол переговоров, она должна быть уверена в том, что любые изменения не будут неблагоприятны как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения потерь частот и обеспечения беспомеховой работы своих вещательных служб.

Также нельзя сказать, что вещатели категорически против освобождения диапазона 700 МГц. Как отмечает г-жа Смаджа, если и потребуются значительные технические изменения и финансовые траты, они должны быть уверены в том, что в 2015 или 2020 годах они опять не будут “выселены” из диапазона 600 МГц. Важным  является и то, будет ли вещателям гарантирован доступ к оставшейся части УВЧ полосы, в которой в принципе будет появляться дополнительный спектр в связи с переходом на стандарты DVB-T2. И даже если вещатели быстро усовершенствуют передатчики и изменят свои системы мультиплексов, обычные пользователи не смогут мгновенно принимать новые ТВ программы потому, что у них нет ”правильных телевизоров”

Прибыль превышает затраты?

Для вывода радиовещательной службы из полосы 700 МГц потребуются время и деньги. При наличии второго можно объявить, что с 1 января 2014 года все телевизоры должны поддерживать DVB-T2 и MPEG-4 и, например, предоставить пользователям ваучеры для получения (или льготного приобретения) приставок, поддерживающих новые стандарты.

Однако, как отмечают эксперты, основным является то, нужна ли немедленно полоса частот 700 МГц операторам подвижной связи и покроют ли их прибыль затраты, связанные с выводом радиовещательной службы. Если ответ положительный, эти деньги будут выделены вещателям и обычным пользователям. Если нет, то стоит хотя бы некоторое время подождать, пока преимущества от подобных мероприятий будут очевидными и результаты не долгосрочными.

После получения результатов опроса следующим шагом регулятора Ofcom будет разработка документа, в котором будут рассматриваться будущее полосы 700 МГц.

Европе не нужно спешить, как считает г-жа Смаджа, ведь даже если  Африка и освободит полосу частот 700 МГц для широкополосных применений, Европа может это сделать и через 10 лет. Потому что, как показывает история, телевизионное и радиовещание играет по-прежнему ключевую роль для политиков и чиновников.

Ситуация в мире

 На сегодняшний день в Международном союзе электросвязи (МСЭ) продолжается работа по изучению вопроса распределения полосы частот 694-790 МГц для IMT в рамках пункта 1.2 повестки дня ВКР-15. В частности, Сектор радиосвязи МСЭ планирует провести исследования по следующим основным вопросам:

- определение потребностей в спектре для подвижной (ПС) и  радиовещательной (РВС) служб в данной полосе для уточнения ее нижней границы;

- размещение каналов для ПС в этой полосе для обеспечения сосуществования с сетями, эксплуатируемыми в полосе 790−862 МГц;

- определение совместимости с другими первичными службами, которым распределена эта полоса, в том числе в соседних полосах.

В Европе Группа по стратегии управления радиочастотным спектром (RSPG) разработает план действий по передаче спектра 700 МГц для широкополосных применений подвижной службы. Как отметил председатель RSPG г-н Виола (Viola), решения для этой полосы принять сложнее, чем для 800 МГц, поскольку использование полосы 700 МГц изменит “лицо” вещания в Европе. Он планирует обратиться к RSPG с просьбой рассмотреть и перейти на новые стандарты DVB-T2 и MPEG-4.

Европе необходимо очень быстро перейти на новые стандарты в радиовещании, что может быть сделано на новой Европейской конференции (наподобие РКР-06) по планированию полосы частот 700 МГц. Регуляторы, в свою очередь, экспериментируют с концепцией равноправного доступа к спектру.

В соответствии с Программой стратегии управления радиочастотным спектром (RSPP), правительства стран Евросоюза должны найти дополнительные 1200 МГц спектра для широкополосных применений. По итогам подсчетов в уже выделенных полосах не хватает 800 МГц. Распределение цифрового дивиденда в полосе частот 800 МГц для беспроводных систем (которое планируется на территории всего Евросоюза к январю 2013 года) задерживается в связи с координационными проблемами с европейскими странами, а также вопросами помехового влияния LTE на кабельные сети. И впоследствии освобождение дополнительного спектра в полосе 700 МГц не даст необходимого спектра, решением проблемы могут стать когнитивное радио и совместный доступ к спектру, так называемая  концепция доступа к спектру на основе совместного использования лицензии (LSA), предложенная RSPG.

В настоящий момент рабочая группа по разработке стратегии для беспроводных широкополосных применений собирает информацию от стран-членов Евросоюза для формулирования мнения RSPG относительно будущего использования полосы частот 700 МГц.

В Азиатско-Тихоокеанском сообществе электросвязи (АРТ) разработан План APT700, в соответствии с которым выделяется 2х45 МГц спектра для линии вверх в полосе частот 703-748 МГц и для линии вниз в полосе частот 758-803 МГц. Представитель регуляторного органа в области связи Conatel (Парагвай) отметил, что План APT700 даёт гибкость в определении размера блоков спектра для их наилучшего соответствия характеристикам имеющихся технологий и потребностей страны, при этом избегая использования защитных полос для сосуществования FDD и TDD в одной полосе.

Но поскольку эта полоса освободится только после вывода аналогового телевидения, она может стать доступной во многих странах АРТ не ранее конца 2014 – начала 2015 гг. Единственной страной, в которой спектр был выделен для LTE, является Япония, но и тут  операторы сотовой связи не планируют использовать спектр до 2015 года до полного освобождения полосы.

Что касается других стран, в Австралии и Новой Зеландии аукцион для полосы частот 700 МГц и 2.6 ГГц запланирован на апрель 2013 года, хотя полосы станут доступными  не ранее конца 2013 года.

 Кроме Индии, Папуа Новой Гвинеи и Тонга, большинство администраций АРТ уже официально подтвердило принятие Плана и в ближайшем времени будет объявлено  о том, когда спектр будет выделен для IMT.

Чили и Колумбия стали первыми странами Латинской Америки, которые в апреле 2012 года официально присоединились к APT700 и объявили о будущем проведении аукциона во второй половине 2013 года.  Коста-Рика, Уругвай и Бразилия также выразили готовность присоединиться к Плану.

*******

Возвратимся к опыту Великобритании: один из экспертов Ofcom сравнивает весь процесс перераспределения и освобождения частот с постройкой дома, внешне - всё красиво и правильно, а жить нельзя. Также и с полосами - будет ли эффективным перераспределить их для подвижной связи? По его словам, возможно есть смысл полностью перепланировать и гармонизировать на всемирной основе полосу частот 450-960 МГц для Районов 1, 2 и 3 МСЭ.

Будущее покажет, получит ли история о втором “цифровом дивиденде” продолжение.