Версия для слабовидящих

Радиочастотный паритет

01.05.2009

Процедура международно-правовой защиты частотных присвоений РЭС наземных служб Российской Федерации.

Международно-правовая защита (МПЗ) частотных присвоений радиоэлектронным средствам (РЭС) наземных служб Российской Федерации – важный элемент экспертизы радиочастотных заявок на право использования РЭС. МПЗ необходима для согласования условий обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) отечественных РЭС с зарубежными и обеспечивает их международное признание в виде занесения частотных присвоений в Региональные планы и Международный справочный регистр частот Международного союза электросвязи (МСЭ).

МПЗ проводится в соответствии с требованиями Регламента радиосвязи (РР) и других действующих международных и национальных документов.
Очевидно, что сама международно-правовая защита частотных присвоений в силу участия в ее механизме разных государств и международных организаций - довольно сложная и многоступенчатая процедура, занимающая много времени. Это связано и с необходимостью взаимодействия с регулирующими органами иностранных государств, и с механизмом координации в рамках международных организаций.

Кроме того, процедуры координации частотных присвоений РЭС с администрациями связи (АС) других государств для каждой службы обусловлены договоренностями, зафиксированными в двусторонних и многосторонних соглашениях с АС иностранных государств или в региональных соглашениях, разработанных МСЭ.

Со стороны России содействие в обеспечении международной правовой защите присвоений (назначений) радиочастот оказывает Радиочастотная служба. Работы по МПЗ выполняет ФГУП «ГРЧЦ», входящее в структуру Службы.
 

Радиовещательная служба

Процедуры координации для радиовещания и телевидения зависят от диапазонов частот.

ДВ-(НЧ)-вещание - 148,5-238,5 кГц и СВ-(СЧ)-вещание - 526,5-1606,5 кГц регулируется соглашением GE-75 («Региональное соглашение относительно использования радиовещательной службой частот в СВ-диа-пазоне в Регионах 1 и 3 и в ДВ-диапазоне в Регионе 1», Женева-75);

ОВЧ-ЧМ/УВЧ-вещание в полосах частот:

  • 66-68 МГц регулируется соглашением ST-61 («Региональное соглашение для Европейской зоны радиовещания, Стокгольм-61»). В России это соглашение действует на территории, расположенной к западу от меридиана 40° в. д.;
  • 68-73 МГц - регулируется п. 5.175 РР;
  • 73-74 МГц - регулируется п. 5.177 РР;
  • 87,5-108 МГц - регулируется соглашением GE-84 («Региональное соглашение относительно использования полосы частот 87,5-108 МГц для ОВЧ ЧМ звукового радиовещания в Регионе 1 и в части Региона 3», Жене-ва-84);

Аналоговое телевидение в полосах частот 48,5-66 МГц и 87,5-100 МГц (ТВ) регулируется соглашением ST-61;

Аналоговое (в течение переходного периода) и цифровое телевидение в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц (ТВ и DVB-T) регулируется соглашением GE-06 («Региональное соглашение, касающееся планирования цифровой наземной радиовещательной службы в Регионе 1 (частях Региона 1, расположенных к западу от меридиана 170° в. д. и к северу от параллели 40° ю. ш., за исключением территории Монголии) и в Исламской Республике Иран в полосах частот 174-230 МГц и 470-862 МГц», Женева-06).

Цифровое радиовещание (T-DAB) в полосе частот 174-230 МГц регулируется соглашением GE-06.

При этом любое соглашение применяется только к тем АС, которые являются его участниками. Участники соглашения должны соблюдать определенные ограничения, указанные в его тексте. Это означает соблюдение конкретных процедур и предельных сроков для заявлений, когда АС предлагает какое-либо изменение Плана.

В статье 4 каждого из соглашений устанавливается детальная процедура, которой нужно следовать при внесении изменений в План. Внесение изменений в План означает:

  • добавление в План частотного присвоения радиовещательной станции;
  • изменение характеристик частотного присвоения, указанного в Плане;
  • исключение из Плана частотного присвоения.

Первоначально поступившие заявки Бюро радиосвязи МСЭ (БР МСЭ) рассматривает в соответствии с п. 11.32 РР на соответствие региональному соглашению.
 

На примере процедуры, применяемой в соответствии с Региональным соглашением GE-06 (174–230 МГц и 470–862 МГц), рассмотрим механизм координации подробнее.

Региональное соглашение GE-06 содержит два Плана: аналоговый (на время переходного периода – до 2015 года) и цифровой.

Частотное присвоение ТВ- или DVB-T-станции направляется на публикацию в спецраздел GE-06 еженедельного циркуляра БР МСЭ, который является формальным запросом на координацию.

Затем БР МСЭ по результатам экспертизы публикует название затронутых АС. АС, не входящие в этот список, но считающие себя затронутыми, могут направить свои замечания в БР МСЭ в течение 40 дней.

Срок представления замечаний – 75 дней, начиная с даты публикации в спецразделе GE-06.

По истечении 100 дней БР МСЭ информирует запрашивающую АС о результатах координации. Если ответы не получены или получены не от всех АС, запрашивающая АС просит БР МСЭ направить этим АС письмо с напоминанием. В случае отсутствия возражений по истечении 40 дней после напоминания считается, что АС согласилась с предложенным изменением Плана.

После выполнения указанных процедур частотное присвоение направляется по форме ТВ3 в часть В спецраздела и после опубликования в части В считается скоординированным.

Спецраздел GE-06 выходит 15 раз в год.

После включения частотных присвоений радиовещательной службы в один из планов в соответствии с п. 11.2 РР частотные присвоения направляются в БР МСЭ по форме ТВ2 для внесения их в Международный справочный регистр частот.

В Европе цифровое радиовещание (T-DAB) развивается в полосах частот 47–68 МГц; 230–240 МГц; 87,5–108 МГц и 1452–1479,5 МГц и регулируется Региональным соглашением Констанца-07. Срок ответа запрашиваемой АС – 12 недель и 2 недели после напоминания. АС России не является участником этого соглашения.

Сухопутная подвижная служба

В связи с общей тенденцией развития систем и сетей связи сухопутной подвижной службы (СПС) диапазоны частот для РЭС СПС между сопредельными государствами в приграничных районах распределяются путем их разделения на предпочтительные радиоканалы. АС России проводит переговоры с АС приграничных государств по вопросам координации использования частотных присвоений станциями СПС. В ходе переговоров разрабатываются соглашения по использованию диапазонов частот с указанием предпочтительных для каждой стороны радиоканалов, а также каналов совместного использования. Соглашения между АС сопредельных государств существенно упрощают процесс текущей координации, поскольку в каждом документе присутствуют технические критерии эксплуатации предпочтительных и непредпочтительных радиоканалов, а также радиоканалов совместного использования.

В случае отсутствия действующих соглашений между АС по координации частотных присвоений станциям СПС, администрации связи, как правило, договариваются руководствоваться основными положениями «Соглашения между уполномоченными представителями по электросвязи стран: Австрии, Бельгии, Чешской Республики, Германии, Франции, Венгрии, Нидерландов, Хорватии, Италии, Лихтенштейна, Литвы, Люксембурга, Польши, Румынии, Словакии, Словении и Швейцарии по координации частот в диапазоне между 29,7 МГц и 39,5 ГГц для фиксированной и сухопутной подвижной служб (Соглашение HCM) Вильнюс, 12 октября 2005 года».

Фиксированная служба

Процедура МПЗ частотных присвоений РЭС фиксированной службы производится в соответствии с РР, а также Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам, утвержденным решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 27 сентября 2004 года № 04-02-03-001 (далее Положение).

Для фиксированной службы не существует частотных выделений или планов присвоений, установленных всемирными или региональными радиоконференциями, равно как и обязательных соглашений по образованию каналов. Это дает возможность гибко использовать частотный ресурс. Единственным требованием для координации является соответствие Таблице распределения частот Регламента радиосвязи и Таблице распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ № 439-23 от 15.07.06).

АС могут заключать специальные соглашения для координации работы фиксированных служб в приграничных районах. При этом необходимо учитывать следующее:

  • Использование полос частот выше 1 ГГц, которые эксплуатируются совместно с космическими службами, должно согласовываться с соседними странами всякий раз, когда наземная станция размещается в пределах координационной зоны земной станции, принадлежащей космической службе. В этих полосах АС обязаны соблюдать налагаемые РР ограничения на мощности передатчиков и эквивалентной изотропно излучаемой мощности (ЭИИМ) в направлении геостационарной спутниковой орбиты.
  • Частотные присвоения действующим и планируемым РЭС фиксированной службы гражданского назначения подлежат обязательной регистрации в БР МСЭ.

В рамках предварительной экспертизы заявок на проведение процедуры МПЗ частотных присвоений вновь вводимым станциям фиксированной службы проводится проверка заявляемых характеристик станций нормам и ограничениям РР, а также проверка местоположения станций относительно государственной границы России.

Необходимость проведения координации станций фиксированной службы оценивается по следующим направлениям:

  • определение возможно затронутых АС, находящихся на расстоянии 500 км (суша + море) или 375 км (суша) от границы;
  • определение возможно затронутых АС по базе данных земных станций спутниковой связи МСЭ;
  • определение возможно затронутых АС по Резолюции № 46 (Приложения 30 и 30A), включая оценку плотности потока мощности, создаваемого РЭС на границе зоны обслуживания радиовещательной спутниковой службы, и оценку уровня помех в результате работы ближайшей земной станции фидерных линий этой службы (с учетом координационных контуров, рассчитанных в соответствии с приложениями РР).

Морская подвижная служба

Морская подвижная служба определяется РР, как подвижная служба между береговыми станциями и судовыми станциями, или между судовыми станциями, или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи; станции спасательных средств и станции радиомаяков – указателей места бедствия – также могут участвовать в этой службе.

Координация и регистрация частотных присвоений данной службы проводятся на основании Положения и в соответствии с п. 9.21, 11.2 и 11.9 РР и соответствующих статей Заключительных актов БР МСЭ в зависимости от диапазона частот.

Частоты и размещение каналов для морской подвижной службы распределены:

  1. В диапазоне СВ - в соответствии с «Заключительными актами Региональной административной конференции по планированию СЧ морской подвижной и воздушной радионавигационной служб» (Регион 1), Женева, 1985 год и «Заключительными актами Региональной административной конференции по планированию морской радионавигационной службы (радиомаяки) в Европейской морской зоне», Женева, 1985 год.
  2. В диапазоне КВ (4-27 МГц) - в соответствии с внутренними планами, составленными на основании Приложений 17 и 25 РР.
  3. В диапазоне УКВ (156-174 МГц) - в соответствии с «Таблицей частот передачи станций морской подвижной службы в ОВЧ-диапазоне» (Приложение 18 РР). При процедуре изменения Плана БР МСЭ публикует изменения в части А спецраздела циркуляра БР МСЭ, где указаны затронутые АС и срок представления возражений (четыре месяца).

Если частотное присвоение затрагивает интересы АС России, то данный спецраздел циркуляра направляется на заключение в заинтересованные ведомства. Обобщенный ответ по данному вопросу направляется в БР МСЭ, а в случае несогласия - и в АС иностранных государств, чьи частотные присвоения опубликованы в спецразделе.

Если при публикации частотного присвоения АС России в спецразделе указаны затронутые АС, то необходимо провести координацию с данными АС, а затем результат координации направить в БР МСЭ.

Заявки на частотные присвоения береговым станциям от АС иностранных государств в диапазоне УКВ, направленные в адрес АС России на координацию, рассылаются заинтересованным ведомствам. Обобщенный ответ по частотному присвоению направляется в адрес АС таких государств.

Регистрация судовых станций осуществляется в соответствии с п. 20.16 РР на основании заявки, заполненной по форме, разработанной в соответствии с циркулярным письмом БР МСЭ, и в электронном виде направляется в БР МСЭ.

Заявки на частотные присвоения береговым станциям на регистрацию и координацию направляются в БР МСЭ и АС соответствующих государств в электронном виде.

Регистрация частотных присвоений РЭС России в БР МСЭ

Учитывая, что большинство РЭС фиксированной службы работают в полосах, распределенных совместно и на паритетной основе со станциями спутниковых служб, ФГУП «ГРЧЦ» проводит (в соответствии со статьей 11 РР) процедуру МПЗ частотных присвоений РЭС фиксированной службы с целью обеспечения их международного признания.

Любое частотное присвоение станциям наземных служб, занесенное в Международный справочный регистр частот, в соответствии с п. 8.3 РР имеет право на международное признание. Это означает (п. 4.2 и 4.3 РР), что АС других государств должны учитывать его при осуществлении своих присвоений во избежание помех со стороны космических и земных станций планируемых спутниковых служб и наземных РЭС иностранных государств.

Регистрация проводится в следующих случаях:

  • после проведения координации;
  • при размещении РЭС фиксированной службы на расстояниях, определяемых в зависимости от используемой полосы частот;
  • в случае необходимости обеспечения защиты от взаимных помех станций фиксированной службы и других служб, использующих общую полосу частот на равных правах.

Частотные присвоения децентрализованного назначения имеют более сложную процедуру международной правовой защиты (так как с обращением выступают радиочастотные центры федеральных округов), которая занимает больше времени из-за необходимости оформления договорных документов. На время проведения координации заявитель может получить разрешение на использование частот сроком на два года. По истечении указанного срока заявитель должен обратиться за новым заключением экспертизы.

Как правило, для всех служб процедура координации завершается за один год. Исключение составляют службы КВ- и ДВ/СВ-вещания, что обусловлено сложностью поиска частот, не занятых другими АС.
 

Справка. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2005 года № 279 «О радиочастотной службе» и Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам, утвержденным решением ГКРЧ от 27 сентября 2004 года № 04-02-03-001,

ФГУП «ГРЧЦ» применительно к МПЗ решает следующие вопросы:

  • подготовка материалов, необходимых для координации и регистрации в Бюро радиосвязи Международного союза электросвязи (БР МСЭ) частотных присвоений радиоэлектронным средствам (РЭС);
  • учет материалов, направляемых в БР МСЭ и администрации связи (АС) иностранных государств, а также поступающих от них;
  • сбор и хранение данных о характеристиках регистрируемых в БР МСЭ отечественных и зарубежных РЭС, обеспечение этими данными пользователей радиочастотного спектра (РЧС);
  • экспертиза материалов, представляемых пользователями РЧС, на соответствие требованиям Регламента радиосвязи и документов МСЭ, а также определение необходимости координации и регистрации РЭС в БР МСЭ;
  • координация частотных присвоений РЭС России с АС иного-сударств;
  • регистрация частотных присвоений РЭС России в БР МСЭ;
  • проведение (с участием пользователей РЧС) переговоров с АС других государств по вопросам координации и использования частотных присвоений РЭС;
  • координация (с участием пользователей РЧС) частотных присвоений иностранных РЭС, направляемых в адрес АС России;
  • подготовка проектов повестки дня, технического задания и предложений по составу делегации АС России на переговорах с делегациями АС иностранных государств по вопросам координации и использования частотных присвоений РЭС;
  • подготовка проектов соглашений между АС по координации частотных присвоений;
  • участие в работе РГ и ЦГ Сектора радиосвязи МСЭ и СЕПТ, собраниях и конференциях МСЭ и СЕПТ, на которых принимаются решения по регламентации использования РЧС наземными и космическими радиослужбами.

Журнал «Радиочастотный спектр» № 2 Май 2009 года